We're waiting for the universe
We're waiting for the light to lead the way
Creating what we can't reverse
Nothing will ever be the same again
You had it all, you had it all
You lost control and let it go again
We're waiting for the universe to end
(Take That «Man»)
Мы ждали выхода
«Прометея» очень долго, все время отслеживая новости, просочившиеся факты о сценарии, фотографии со съемок... Но даже представить себе не могли, насколько потрясающий результат получился у гениального тандема Ридли Скотта и Гигера.
С любовью выписан каждый кадр. От начала и до конца картины, 3D эффекты легли мягко, не навязчиво, лишь усиливая эффект, а не перебивая его. Таким должен быть космос. И таким его показывает Ридли Скотт. Даже больше, чем в фильме 79 года видна потрясающая работа Гигера, скульптурная вселенная Жокеев.
Каст подобран идеально, здесь все на своих местах: мечтательная, но удивительно сильная героиня Нуми Рапас; чувствующий, жестокий в своих стремлениях и потому идеальный герой Майкла Фассбендера; холодная, бескомпромиссная, но преданная идее Корпорации и идеям отца героиня Шарлиз Терон. В команде звездолета нашлось место даже для обаятельного Имана Эллиотта - Джея из Lip Service.
Не хватает слов, чтобы описать впечатления и эмоции от "Прометея". Это настолько огромно, сильно и красиво!
Посмотрев фильм в пятницу, мы с лисом не перестаем обсуждать детали фильма, гипотезы, те ответы, что дал нам Ридли Скотт и те вопросы-головоломки, что он нам задал. В результате, мы решили оформить мысли в статью.
Текст статьи: Юджин Аллертон«Странно только, что многие пишут о провисаниях сюжета, о каких-то лакунах, о каких-то вопросах. Режиссер действительно ставит новые вопросы, но только те, на тему которых приятно порассуждать. Ни на минуту не отпускает он сюжетную нить. Не разжевывает и не кладет в ротик, но каждый кадр - совершенство, он четко размеренный, и он рассчитан до нанометра, у фильма тот же неповторимый четкий как пульс - сюжетный ритм. Это завораживает и не отпускает до самого финала.
Я не могу выразить всех чувств, которые испытываю по поводу Прометея. Давно мы настолько не влюблялись в фильмы.
Но мне пришла в голову рассказать наш с Алексом ход рассуждений, то, как мы попытались ответить на вопросы о Прометее, встреченные в сети.
читать дальшеЧто за товарищ в начале и что он делает?
Жокей в начале фильма находится на древней земле. Он выпивает геномодифицирующее вещество, концентрированный протобелок, который не просто разрушает генные структуры, но вызывает усиленное деление новых клеток, при этом новому организму, как можно будет увидеть в фильме, этот протобелок дает все те лучшие и сильнейшие качества, которые способствуют выживанию.
Первый пришелец - Космический Жокей, Прометей из мифа - приносит себя в жертву, подталкивая эволюционные силы на пригодной для этого планете. На современном этапе развития науки мы до сих пор не знаем ответа на три главные вопроса. Как могла синтезироваться сложнейшая молекула белка, сочетание 20 аминокислот, которое дает неисчислимое количество вариаций (10 аминокислот дают 10 в 103 степени сочетаний). Иными словами - как зародилась органическая жизнь из неорганических материалов, и почему этот процесс не происходит сейчас в настоящее время.
Второй вопрос - как появился человек. Существовало множество переходных стадий, человекоподобных обезьян с более или менее развитыми навыками. Эти племена и стаи делили территорию, охотились друг на друга. А потом появились люди и уничтожили всех, став доминантным видом. Однако переходное звено от животного к человеку так и не обнаружено. Иными словами, человечество до сих пор не знает, откуда у нас это все.
И третий вопрос - почему вымерли динозавры. Но тут уже вряд ли Прометей даст какие-то ответы. А вот первые два варианта вполне можно объяснить вмешательством силы - которая могла подтолкнуть эволюцию, дать ей новую основу - курс на выживание, суть черного зловещего протобелка, секрет которого, подобно огню из мифа, принесли Жокеи.
Состоятельна ли теория Дарвина?
Более чем, судя по фильму, выживают именно сильнейшие виды, те, которые умеют изменяться, приобретая агрессивный захватнический навык по отношению к неорганическому миру. В фильме это свойственно не только Ксеноморфам. Жокеи, а следом и люди тоже ведут себя как агрессоры, захватывая и видоизменяя мир под себя. Именно поэтому самое опасное существо - Ксеноморф - вершина эволюции протобелка - получился от скрещивания признаков Жокеев, Людей и собственно протобелковой захватнической силы.
Чужой появился так вот просто? Из черной лужи?
Протобелок захватчик по своей сути. Он обладает агрессивной паразитарной природой. Он поселяется в организм хозяина, внедряется в генную структуру и видоизменяет ее, пробуждая лучшие признаки выживания. Так, первыми организмами-носителями оказались черви из Зала со Статуей. Они видоизменились в аэробно/анаэробные организмы со сверхразвитой мускульной структурой. Здесь Ридли Скотт дает отсылку к третьему фильму. Приспособляемость Ксеноморфа в окружающей среде зависит от организма-хозяина. Так из коровы Ксеноморф родился не прямоходящим, но это дало ему плюс в скорости. По идее, организм-носитель может быть любым. Но итог и вершина эволюции - все равно именно форма Ксеноморфа.
Идея выживания и приспособления, кстати, вообще красной нитью проходит через все фильмы, начиная с самого первого, причем не в контексте хоррора/экшена. И, как ни странно, самыми приспособленными оказываются женщины. Эллен Рипли - безусловно. Но в Прометее и Элизабет Шоу, и Меридит Викерс. Мир Ксеноморфов - это женский мир, полный страхов, борьбы за жизнь и утверждения собственной самости.Все мы дети женщин. О феминистской структуре вселенной Ксеноморфов были статьи и до нас, мы об этом подробно говорит не будем.
Что уничтожило расу Жокеев?
На ЛВ-233 из уничтожил безусловно протобелок. Они не смогли удержать в руках то пламя, которое создали или, возможно, открыли. Они проводили его испытания (и на Земле в том числе). Но как и люди, как всегда, очевидно нарушили технику безопасности. Фреска на Дереликте изображала Ксеноморфа. Значит, эта форма протобелка была знакома Жокеям, они видели ее еще в то время, когда строили корабль. И они нашли способ хранения белка в колбах, которые в Зале со Статуей почему-то оказались разгерметизированы (чего не произошло на складе рядом с Мостиком). Возможно в Зале были активированные (специально) или поврежденные (случайно) капсулы.
Вопрос - зачем они везли этот груз на Землю. Но его можно задать уже в следующем пункте.
Зачем Создатели хотели уничтожить Землю?
Ответа действительно нет, но тут возможна масса интереснейших версий.
Например, эксперимент не удался.
Например, зависть.
Например ужас от того, что люди способны открыть тот же ящик Пандоры (раз уж оказались способны путешествовать в космосе и создавать себе подобных).
Ужас оттого, что люди оказались слишком похожи на Жокеев.
Возможно, ярость оттого, что кто-то посмел забрать из место, их первенство, о том, что грядет новая смена, а им нужно - во что бы то ни стало - выжить?
Возможно, протобелок можно получить из существующего белка. И Земля была просто грядкой, которую пришло время окучивать.
Возможно, щедро плеснуть человечеству протобелка и посмотреть (не зря же такие склады ампул).
Выбирайте любую версию.
Почему кусок сюжета про сборы в экспедицию выпилен из сценария?
Потому что это не фильм про сборы в экспедицию: не о бюджете миссии, не о танцах Вейланда на столе, не о консервах и спальных мешках и не о продуве двигателей ракетоносителя. То, что происходило тогда - можно себе легко представить.
Важно только то - что было после.
Почему команда Прометея не знала друг друга? Их что, похитили?
Нет, Вейланд смертельно боялся конкурентов. Он должен был быть первым. А лучший способ не разглашать тайну - это не говорить о ней.
Поэтому ученых не представили команде.
Поэтому Дэвид, Меридит и Форд, которые знали о присутствии Вейланда - не общались с командой.
Поэтому остальных наняли фрилансерами в интересный проект, исключив связь между ними. Это подтверждает рыжий Файфилд, говоря, что он здесь только ради денег.
Инструктаж, как и во втором фильме, проходит непосредственно перед приземлением на планету - когда очевидно, что конкурирующим миссиям уже никого не догнать.
Почему психанул Файфилд?
Обнаружив огромное тело, на чужой планете - и изначально не подписывавшийся на изучение иных разумных рас во Вселенной.
Да, Вейланд не говорил о цели миссии.
Но когда это его Корпорация действовала не жестко, хищно и в собственных интересах? Ради все того же выживания.
Почему модуль оказался рассчитан только на мужчину?
Потому что Вейланд купил его для себя.
Почему Жокей напал на Вейланда и команду?
Нам кажется, он их не ненавидел. Просто раскидал как букашек, посмевших добраться до высоких технологий. Так отшвыривают домашних зверушек особо суровые хозяева. А о, что они при этом погибли - тем лучше, не будут путаться под ногами.
Почему Жокей пошел вслед за Элизабет в модуль?
Версий много, но правдоподобную подобрать можно.
Очевидно, что на Дереликте было опасно оставаться - протобелок после такой встряски мог залить все вокруг.
Возможно, Жокей пошел к следующему подземному кораблю, но на пути попался модуль.
Возможно, он какими-то датчиками обнаружил там жизнь - и - очень по-человечески полез посмотреть. Все персонажи всегда лезут. Любопытство. Иначе не было бы никакой цивилизации, никакого космоса, никакого протобелка вообще.
Возможно, он обнаружил воздух. Как мы помним, на планете было трудно дышать. Иначе не было бы смысла создавать над Дереликтом храм-установку терраформирования. Зашел - подышать.
Возможно, решил добить. Просто отомстить за свой кораблю мелкому назойливому комару.
Возможно - пошел на запах огромного Лицехвата. Как знать.
Но остался там, в модуле, не на Дереликте, каким его должна будет обнаружить команда Ностромо.
И мы считаем, что это сознательное увиливание от сюжета.
Думайте, разгадывайте, предполагайте.
Прометей - это фильм не на один день.
На тридцать три года, прошедших с первого - это минимум.»
Мы старались))) Все выходные мозговой штурм!!!
Потому что действительно очень расстраивает множество негативных и не очень-то содержательных отзывов на фильм.
А тебе как? Понравился "Прометей"?
я все равно ниче нового к набору претензий, что высказываются в интернетах, не добавлю, так что вот)
если не пытаться увязать с чужими, то ниче, нормальный боевик.
Ладно, видимо, я в гордом меньшинстве)) Мне фильм показался очень логичным, интересным и ни разу, кстати, не боевиком))
Но почти каждый кадр, особенно в начале фильма, пркрасен. И, да, киборг прекрасен тоже.
А идиотизм команды космического корабля - это, видимо, модный тренд. И чем важнее миссия корабля, тем тупее, истеричнее, психопатичнее экипаж (взять хоть Пекло, например).
Не согласна ни с оценкой очень сильного и тяжелого "Пекла", ни с оценкой "Прометея".
Где это, скажите мне, она "резво бегала"? Она еле ползла, держась исключительно на силе воли и страхе, что ксеноморф ее просто так не оставит?
Плюс, модуль вколол ей обезболивание. Плюс - шоковая ситуация, и все силы брошены на выживание. И я бы ни разу не назвала эту сцену смешной.
И корабль был огромным, и падал он не на них, а вообще.
Мне кажется, что Прометей незаслуженно получил столько разборов и критики в свой адрес. В любом, ЛЮБОМ культовом фильме можно найти нестыковки и сюжетные оплошности. Где-то даже я видела разбор ляпов классического Чужого.
Мне кажется, дело в том, кто за чем пришел на фильм. Мы вот пришли потому, что это Ридли Скотт, это Г.Р. Гигер, и эта вселенная - одна из самых красивых и цельных.
Я рада, что наша рецензия помогла в чем-то больше разобраться, что-то обсудить. Но, видимо, сколько людей, столько и мнений.
Как пародия на НФ
Не поняла сокращения. Поясните?
Я смотрела в ужаснейшем качестве так как не терпелось за ценить.
Здорово!!! На торрентах уже лежит в хорошем качестве, даже blue ray есть)) Ну и есть чудесный торрент со вставленными вырезанными сценами. Сама вот буквально вчера скачала, еще не смотрела.
Отличная рецензия или скорее ответы на вопросы, со многим я могу согласится, а кое-что можно и добавить, но вот одна штука всё-таки спорна, учитывая то, что за все 30 лет наговорили Скотт, Гигер, Шессетт и О'Бэннон можно слелать вывод о том, что Жокеи не создали Чужих самих по себе. Не раз проскальзывали слова о том, что Чужой - существо не совсем нашей реальности, что это нечно вытащенное "с другой стороны". Вытащенное, очевидно, Жокеями, скорее всего подвергнутое ими трансформации. Кроме того, многократно говорилось о том, что Чужой - существо очень генетически гибкое и в то же время устойчивое в своей основе, он - морф, но на воплощение всех идей просто не хватило экранного времени.
Иными словами, протобелок - это скорее не протобелок - это генетический материал Чужого, самая реакционная биомасса, способная как к созеданию, так и разрущению, по хорошему это ядовитая биомасса и чума, а конечный результат - непредсказуем.
Кстати, действие "чумы чужого" на Жокея в начале фильма ставит интересный вопрос - уж не своё ли ДНК Жокеи использовали, чтобы "закрепить" Чужих в нашей реальности.
А экспериментов было много, например, "Королева" - изначально отсутствующее звено для Чужого, это древняя мутация, сильно ускоряющая размножение Чужих.
Судя по фреске, кстати, фигура Чужого была отчасти сакральна для Жокеев.
Именно поэтому самое опасное существо - Ксеноморф - вершина эволюции протобелка - получился от скрещивания признаков Жокеев, Людей и собственно протобелковой захватнической силы.
Вот с этим согласится не могу. Этот малыш - лишь гибрид, содержащий ДНК Чужого, Жокея, Человека и местных червей в причудливой комбинации, ДНК Чужого всегда перевешивает, поэтому взрослая итоговая фирма всегда будет выглядеть как Чужой с небольшими поправками.
Чужие существовали и до этого очаровательного малыша, это подтверждают и фрески с совершенно классическим Чужим, и то, что Чужие до этого побывали на Земле (не принимая в расчет сомнительность художественных качеств AVPR, из кино-мифологии даже его никто не вынимал, не говоря уже о замечательном AVP Андерсона, который ни единой пяткой не противоречил оригинальной квадрологии и даже использовал некоторые идеи, которые не смог в 1979 воплотить Скотт, а согласно ему Чужие отметились на Земле как минимум за 1000 лет до "Прометея").
Что касается ещё вопросов, которые мне приходилось слышать по фильму, то есть один ответ, которого нет тут.
Почему вроде бы серьезные ученые ведут себя так нелогично и не соблюдают технику безопасности?
Ну оставим теорию хаоса и тот факт, что по схемам сообще ничто не работает.
Но тут ведь Скотт самим сеттингом задает характер героев. Вся эта экспедиция - дорогая авантюра. Кто пуститься в дорогую авантюру? Ученый-авантюрист. Это не значит, что он плохой спец., но он не устроен на хорошем месте, за него не держаться, он готов рисковать, т.е. если он хороший специалист, у него проблемы с дисциплиной/характером/соблюдением норм безопасности.
А про реакцию проснувшегося Жокея...
На мой взгляд это нормальная реакция очень гордого, тщеславного, считающего себя выше других существа на то, что одно из созданий смогло само до них добраться, как-то одно там выросло и вымахало, потому что им свезло и их не уничтожили. Не порядок. Надо исправить (что он и намеривался сделать, только таран помешал).
Т.е. фактически тут действуют четыре силы - люди, Жокеи, Чужие (не в своей основной форме, но верные своему принципу - сами не приходят, их всегда надо найти, а тому кто нашел - кара за желание знания, силы и власти, чума на все дома не разбирая - классическая "кара" кстати, Жокеи используют Чужого как оружие и источник материала для эксперимента, но до конца ли понимают и контролируют? хм, примерно как мы ядерную энергию) и андроид, который неожиданно сообщает элемент хаоса.